Без формул

Электронный учебник, в котором изложены основы физики для начинающих.

Видеоуроки

Архив образовательных и познава­тельных видео по физике и не только.

С формулами

Базовые понятия, законы и формулы из основных областей физики.

ПРИМЕР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОГЭ (ГИА)

Ниже приведён пример варианта контрольно-измерительных материалов (КИМ), составленного из реальных заданий ОГЭ. Структура КИМ соответствует структуре, определённой специфиикацией на 2016 г.

Каждый вариант контрольно-измерительных материалов состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Часть 1 содержит 22 задания, из которых 13 заданий с выбором ответа из четырех возможных, 8 заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр, и 1 задание с развернутым ответом. Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 2 содержит 4 задания (23-26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

В экзаменационной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы.

  1. Механические явления
  2. Тепловые явления
  3. Электромагнитные явления
  4. Квантовые явления

Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.

В таблице 2 дано распределение заданий но разделам (темам). Задания части 2 (задания 23-26) проверяют комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики.

Экзаменационная проверяет следующие виды деятельности:

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики.

1.1. Знание и понимание смысла понятий.
1.2. Знание и понимание смысла физических величин.
1.3. Знание и понимание смысла физических законов.
1.4. Умение описывать и объяснять физические явления.

2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.

3. Решение задач различного типа и уровня сложности.

4. Понимание текстов физического содержания.

5. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

В таблице 3 приведено распределение заданий по видам деятельности в зависимости от формы заданий.

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях 18, 19 и 23. Задание 18 с выбором ответа и задание 19 с кратким ответом контролируют следующие умения:

— формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;
— конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
— использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин;
— проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.

Экспериментальное задание 23 проверяет:

1) умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;

2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы;

3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

Понимание текстов физического содержания проверяется заданиями 20—22. Для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:

— понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
— отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
— отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
— использовать информацию из текста в измененной ситуации;
— переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Задания, в которых необходимо решить задачи, представлены в различных частях работы. Это три задания с кратким ответом (задания 7, 10 и 16) и три задания с развернутым ответом. Задание 24 — качественный вопрос (задача), представляющий собой описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления,
особенности его свойств и т.п.

Задания для ОГЭ по физике характеризуются также по способу представления информации в задании или дистракторах и подбираются таким образом, чтобы проверить умения учащихся читать графики зависимости физических величин, табличные данные или использовать различные схемы или схематичные рисунки.

В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. В таблице 4 представлено распределение заданий по уровням сложности.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания 1,6, 9, 15 и 19 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа; в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

Задания с развернутым ответом оцениваются двумя экспертами с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за выполнение экспериментального задания — 4 балла; за решение расчетных задач высокого уровня сложности — 3 балла; за решение качественной задачи и выполнение задания 22-2 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл — от 0 до максимального балла.

В экзаменационном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

В 2017 нет изменений по сравнению с 2016 г. Максимальный балл за верное выполнение всей работы не изменился и составляет 40 баллов (не изменилось также и распределение баллов за задания разного уровня сложности).

Контрольный вариант

Часть 1

Ответом к заданиям 1, 6, 9, 15, 19 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

При выполнении заданий 12-5, 3, 11-14, 17, 18 и 20, 21 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 7, 10 и 16 запишите в виде числа с учётом указанных в ответе единиц.

1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в СИ. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) работа
Б) мощность
В) плечо силы

ЕДИНИЦЫ ВЕЛИЧИН
1) ньютон (1 Н)
2) ньютон-метр (1 Н*м)
3) ватт (1 Вт)
4) метр (1 м)
5) джоуль (1 Дж)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

2. На рисунке представлен график зависимости скорости автомобиля, движущегося прямолинейно по дороге, от времени. В какой промежуток времени равнодействующая всех сил, действующих на автомобиль, равна нулю?

1) от 0 до 2 с
2) от 2 с до 4
3) от 4 с до 7
4) от 0 до 7 с

3. Снаряд, импульс которого ​\( p \)​ был направлен вертикально вниз, разорвался на два осколка. Импульс одного осколка ​\( p_1 \)​ в момент разрыва был направлен горизонтально (рис. 1). Какое направление имел импульс ​\( p_2 \)​ второго осколка (рис. 2)?

4. Математический маятник колеблется между положениями 1 и 3 (см. рисунок). Какие значения кинетической и потенциальной энергии имеет маятник в положении 2?

1) кинетическая и потенциальная энергия максимальны
2) кинетическая энергия равна нулю, потенциальная энергия максимальна
3) кинетическая и потенциальная энергия минимальны
4) кинетическая энергия максимальна, потенциальная энергия минимальна

5. Теплоход переходит из устья реки в солёное море. При этом архимедова сила, действующая на теплоход,

1) увеличится
2) уменьшится или увеличится в зависимости от размера теплохода
3) не изменится
4) уменьшится

6. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости от времени для тела, движущегося вдоль оси Ох. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) участок ОА соответствует ускоренному движению тела.
2) участок АВ соответствует состоянию покоя тела.
3) в момент времени​\( t_1 \)​ тело имело максимальное по модулю ускорение.
4) момент времени ​\( t_3 \)​ соответствует остановке тела.
5) в момент времени ​\( t_2 \)​ тело имело максимальное по модулю ускорение.

7. Бетонную плиту объёмом 0,25 м3 равномерно подняли на высоту 6 м с помощью троса. Плотность бетона 2000 кг/м3. Чему равна работа силы упругости троса?

8. При растяжении медной проволоки между молекулами

1) действуют только силы притяжения
2) действуют как силы притяжения, так и силы отталкивания, но силы притяжения больше сил отталкивания
3) действуют как силы притяжения, так и силы отталкивания, но силы отталкивания больше сил притяжения
4) действуют только силы отталкивания

9. На рисунке представлен график зависимости температуры от времени при охлаждении некоторого вещества первоначально находившегося в жидком состоянии

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера

1) в точке Б вещество находится в жидком состоянии
2) участок ВГ соответствует процессу кристаллизации
3) процессу охлаждения жидкости соответствует участок АБ
4) точка А соответствует началу кристаллизации
5) процесс, которому соответствует участок БВ, происходит без поглощения энергии

10. Медное тело массой 2 кг при охлаждении выделяет количество теплоты, равное 8000 Дж. На сколько градусов понизилась его температура?

11. На рисунке изображены точечные заряженные тела. Тела Б и В имеют одинаковый отрицательный заряд, а тело А равный им по модулю положительный заряд. Каковы модуль и направление равнодействующей силы, действующей на заряд Б со стороны зарядов А и В?

1) ​\( F=F_A-F_B \)​ напряжение 1
2) ​\( F=F_A-F_B \)​ напряжение 2
3) ​\( F=F_A+F_B \)​ напряжение 2
4) ​\( F=F_A+F_B \)​ напряжение 1

12. На рисунке представлен график зависимости напряжения ​\( U \)​ на концах резистора от силы тока ​\( I \)​, текущего через него. Сопротивление ​\( R \)​ резистора равно

1) 0,04 Ом
2) 0,05 Ом
3) 20 Ом
4) 24 Ом

13. Внутри катушки, соединённой с гальванометром, находится малая катушка, подключённая к источнику тока. Оси катушек совпадают. Первую секунду от начала эксперимента малая катушка неподвижна внутри большой катушки. Затем в течение следующей секунды её вращают относительно вертикальной оси по часовой стрелке. Третью секунду малая катушка вновь остаётся в покое. В течение четвёртой секунды малую катушку вращают против часовой стрелки. В какие промежутки времени гальванометр зафиксирует появление индукционного тока в катушке?

1) индукционный ток может возникнуть в любой промежуток времен
2) индукционный ток возникнет в промежутках времени 1 — 2 с, 3—4 с
3) индукционный ток не возникнет ни в какой промежуток времени
4) индукционный ток возникнет в промежутках времени 0—1 с, 2—3 с

14. Предмет находится от собирающей линзы на расстоянии, меньшем ​\( 2F \)​ и большем ​\( F \)​. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета?

1) большем \( 2F \)
2) между \( F \) и \( 2F \)
3) меньшем \( F \)
4) равном \( 2F \)

15. В процессе трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил? Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилось
2) уменьшилось
3) не изменилось

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться

16. На железный проводник длиной 10 м и площадью поперечного сечения 2 мм2 подано напряжение 12 мВ. Чему равна сила тока, протекающего по проводнику?

17. Ядро аргона ​\( {}^{40}_{18}Ar \)​ содержит

1) 40 протонов и 22 нейтрона
2) 40 протонов и 18 нейтронов
3) 18 протонов и 40 нейтронов
4) 18 протонов и 22 нейтрона

18. Высказанное Демокритом положение о том, что все тела состоят из частиц, являлось в то время

1) гипотезой
2) теорией
3) научным фактом
4) законом

19. Два одинаковые по размеру стержня с закреплёнными на них с помощью парафина гвоздиками нагревают с торца (см. рисунок). Слева от свечи расположен медный стержень, а справа — железный стержень. Но мере нагревания парафин плавится, и гвоздики поочередно падают.

Наблюдаемый процесс быстрее происходит для медного стержня, так как

1) плотность меди больше
2) теплопроводность меди больше
3) плотность железа больше
4) теплопроводность железа больше

Прочитайте текст и выполните задания 20—22.

Цвет предметов

Цвет различных предметов, освещённых одним и тем же источником света (например, солнцем), бывает весьма разнообразен. Основную роль в таких эффектах играют явления отражения и пропускания света. При рассмотрении непрозрачного предмета мы воспринимаем его цвет в зависимости от того излучения, которое отражается от поверхности предмета и попадает к нам в глаз. При рассмотрении прозрачного тела на просвет его цвет будет зависеть от пропускания лучей различных длин волн.

Световой поток, падающий на тело, частично отражается (рассеивается), частично пропускается и частично поглощается телом. Доля светового потока, участвующего в каждом из этих процессов, определяется с помощью соответствующих коэффициентов: отражения ​\( \rho \)​, пропускания ​\( \tau \)​ и поглощения ​\( \alpha \)​. Так, например, коэффициент отражения равен отношению светового потока, отражённого телом, к световому потоку, падающему на тело.

Каждый из указанных коэффициентов может зависеть от длины волны (цвета), благодаря чему и возникают разнообразные эффекты при освещении тел.

Тела, у которых для всех лучей поглощение велико, а отражение и пропускание очень малы, будут чёрными непрозрачными телами (например, сажа). Для красных непрозрачных лепестков розы коэффициент отражения близок к единице для красного цвета (для других цветов очень мал), коэффициент поглощения, наоборот, близок к единице для всех цветов, кроме красного, коэффициент пропускания практически равен нулю для всех длин волн. Прозрачное зелёное стекло имеет коэффициент пропускания, близкий к единице, для зелёного цвета, тогда как коэффициенты отражения и поглощения для зелёного цвета близки к нулю. Прозрачные тела могут иметь разный цвет в проходящем и отраженном свете.

Различие в значениях коэффициентов \( \rho \), \( \tau \) и \( \alpha \) и их зависимость от длины световой волны обусловливает чрезвычайное разнообразие в цветах и оттенках различных тел.

20. Коэффициент поглощения равен

1) световому потоку, поглощённому телом
2) отношению светового потока, падающего на тело, к световому потоку, поглощённому телом
3) световому потоку, падающему на тело
4) отношению светового потока, поглощённого телом, к световому потоку, падающему на тело

21. Для белого непрозрачного тела

1) коэффициенты пропускания и поглощения близки к нулю для всех длин волн
2) коэффициенты пропускания и отражения близки к нулю для всех длин волн
3) коэффициенты пропускания и поглощения близки к единице для всех длин волн
4) коэффициенты пропускания и отражения близки к единице для всех длин волн

При выполнении задания 22 с развёрнутым ответом используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое. логически связанное обоснование. Ответ записывайте чётко и разборчиво.

22. Хлорофилл — зелёное вещество, содержащееся в листьях растений и обусловливающее их зелёный цвет. Чему равны коэффициенты поглощения и отражения
для зеленых листьев? Ответ поясните.

Часть 2

Для ответа на задания 23-26 используйте отдельный лист. За пишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

23. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь
динамометром.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите числовое значение жёсткости пружины.

Задание 24 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.

24. С какого дна тяжелее поднять получившую пробоину лодку: с илистого или с каменистого? Почему?

Для заданий 25,26 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие
к числовому ответу.

25. Нагреватель сопротивлением 20 Ом включён последовательно с реостатом сопротивлением 7,5 Ом в сеть с напряжением 220 В. Какова мощность тока, потребляемая нагревателем?

26. Ударная часть молота массой 10 т свободно падает на стальную деталь массой 200 кг. С какой высоты падает ударная часть молота, если после 32 ударов деталь нагрелась на 20°С? На нагревание расходуется 25% энергии молота.

Ответы

ПРИМЕР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОГЭ (ГИА)
Оценка

Добавить комментарий

avatar
480
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить